samos-project

Под торговой маркой Amiga компанией Commodore в девяностые годы выпускалась линейка компьютеров, возможности которых просто потрясали, а некоторых будоражат и сегодня. К примеру, самый популярный компьютер в клавиатуре — Amiga 1200 — обладал на момент выпуска (октябрь 1992 года) следующими характеристиками:



Процессор Motorola MC68EC020
  • предустановлен с частотой 14 МГц
  • расширяется CPU-картами или акселераторами, через Trapdoor, до MC68060 50МГц / PowerPC 603 200МГц

(уже сам только факт использования в одной конфигурации одновременно нескольких процессорных архитектур вызывает неподдельное удивление и уважение)

Память
  • предустановлена 2 MБ
  • дополнительно до 256 МБ (2×128 МБ SIMM Fast RAM)


Звук
  • Paula 22050/8bit/stereo
  • дополнительно Delfina 48000/16bit/stereo


Видео
  • AGA 1024x512x8bit
  • плата расширения BVision 1600x1200x24bit


Самым шиком этой архитектуры было то, что она была полностью аппаратно совместимой с предшественниками: платы расширения, в отличие от аналогичных на PC или Mac, не заменяли существующие компоненты, а органично их дополняли. В связи с этим, не могло быть никаких проблем совместимости с программным обеспечением, написанным для более старого «железа»: в нужный момент просто включались необходимые «набортные» компоненты, et voila!

К сожалению, маркетинговая политика разработчиков этой, без преувеличения, революционной платформы, привела к значительному спаду продаж и, как следствие, к банкротству Commodore. Хотя и по сей день сообщество фанатов Amiga не редеет: выдающиеся аппаратные возможности позволяют запускать на ней тысячи игр, творить музыку, смотреть видео и ходить в Интернет — в общем-то, делать всё то, что доступно и пользователям других платформ. Просто мало какая другая платформа может похвастаться при этом умелой многозадачной графической ОС, которая спокойно умещается в 2 мегабайта ПЗУ и загружается в течение нескольких секунд.

Вот интересно: а если бы Commodore в своё время открыли архитектуру Amiga для сторонних разработчиков так же, как это в своё время сделала IBM для PC? Мне кажется, мультимедийное будущее наступило бы гораздо раньше. (Я уже не говорю об открытии исходных кодов, что, на мой взгляд, было бы вообще идеально).


@темы: ретро-игры, ностальгия, Amiga